17 декабря состоялась презентация виртуального музея истории народного образования города Дубны Московской области

ГлавнаяФотогалереяИсторияЛицаКалендарьЭкспонатыВоспоминанияУченикиНовости

 

 

 

Экспонаты

История школьных принадлежностей

 

История школьного портфеля

Наверное, каждый школьник знает, что такое дневник. Одни его скрывают от родителей во избежание порки за плохие оценки, некоторые скрывают его от учителей под предлогом «извините - опять забыл его дома» во избежание всё той же порки от родителей. Большинство же, не уповая ни на первое, ни на второе, пользуются им ежедневно.

В феврале 2008 года в Центре детско-юношеского туризма увидел я несколько школьных дневников. Мне они показались старинными, хотя им всего 40-50 лет. Я их тут же открыл и просмотрел. На следующий день я принес в Центр свои дневники и решил их сравнить. Сей же час пришла в голову мысль: раздобыть дневник школьника 30х годов – школьника довоенной эпохи. Непросто было найти такой дневник. Сначала я пошел в музей средней школы №5 нашего города. К сожалению, там найти я ничего не смог. Затем я отправился в другой музей, который находится в школе №1 – старейшей школе города Дубны. Там я нашел дневник за 1937-1938 учебный год. С разрешения руководителя школьного музея мне удалось изучить этот дневник.

Что такое школьный дневник.

Откуда к нам пришло слово «дневник»? Существуют разные толкования.
Слово «дневник» отмечается еще с Петровской эпохи. Это буквальный перевод французского journal– «ежедневный». Как говорят лингвисты, это «калька с французского». Кстати, у нас, теперь, живут два слова: и само французское, и его калька, русская копия, но они не равнозначны. Порою их значения расходятся очень далеко («вести дневник» и «издавать журнал»), а порою очень близки («классный журнал» и «школьный дневник») 

«Дневник»: 1) записи о каждодневных делах, текущих событиях, ведущихся изо дня в день; 2) ученическая тетрадь для записи заданных уроков, отметок об успеваемости и поведении .

Каждый ученик «ведет» свой школьный дневник: записывает в него расписание уроков и задания к этим урокам. Учитель выставляет отметки и расписывается в том, что он их поставил. Затем родители расписываются в том, что они эти отметки видели.
Первые советские школьные дневники.

В 1930-1934 годах по всей стране было введено всеобщее обязательное четырехлетнее начальное, а в городах и рабочих поселках - семилетнее обучение. В 1932 году стала создаваться десятилетняя средняя школа.

Настаивая на общем образовании всех детей до 17 лет, А. В. Луначарский писал, что «школа должна дать ребенку и подростку широкое образование, которое откроет перед ним все дороги к последующему образованию и к практической деятельности в соответствии с их желаниями и способностями» .

Подводя итоги преобразований школы, можно сказать, что, несмотря на трудности в стране, система народного образования и работа учебных заведений в результате реформы 1930-1934-х годов заметно изменилась. Среди изменений – начало обучения детей с 7-летнего возраста, утверждение пятибалльной системы оценки знаний учащихся. В этот период были разработаны и введены новые учебные планы, программы, учебники по каждому предмету, и, главное, введен важный школьный документ – дневник.
В школьном музее МОУ школы №1 сохранился дневник 1937/38 учебного года , который, как я узнал, принадлежал выпускнику этой школы Борису Свешникову.

Описание одного из первых советских дневников.

Дневник имел размеры-17  х 21см. Страницы в нем из чуть пожелтевшей бумаги.

На первой странице - перечень предметов и список учителей .

В конце дневника – указания к его ведению .

На обложке указана цена- 95 копеек, вверху в правом углу можно видеть серьезное предостережение: «Продажа по цене выше обозначенной карается по закону». (В то время спекуляция была очень серьезным преступлением, за нее можно было получить 10 лет работ в ГУЛАГе).

Дневник изготовлен Трестом школьных письменных принадлежностей в городе Смоленске типографией имени Смирнова. Заказ № 916.

В данном дневнике учебная неделя рассчитана на шесть дней, но шестой день не заполнялся, так как учебные занятия заканчивалась в пятницу. Дни недели обозначались цифрами. Например, пятница обозначена цифрой «5» .
В этом школьном документе я прочитал следующие указания к ведению дневника:
«1.Ученик заполняет лицевую и оборотную сторону обложки и 1-ю страницу (расписание уроков на первое полугодие).
2.На страницах 2-79 ученик ежедневно записывает заданные уроки. Уроки записываются в графах тех дней недели, на которые они заданы.

3.Оценки (отметки) успеваемости вписываются учителем в дневник одновременно с оценкой (отметкой) в классном журнале и заверяются его подписью.

4.Классный руководитель должен следить за правильностью записей в дневнике и в конце недели отмечать пропуски уроков.
5.В конце каждой недели родители подписывают дневник.

6.Записи в дневнике должны вестись грамотно, четко, опрятно».

( Я обратил внимание, что такой памятки к ведению в современных дневниках нет).

В архиве музея средней школы №1 города Дубны я нашел информацию о владельце этого дневника Свешникове Борисе Николаевиче и его фотографию .

Родился Борис в 1921 году. Окончил школу в 1940 году и был призван в Армию. После учёбы в школе лётчиков-штурмовиков совершил 125 боевых вылетов. При выполнении боевого задания был тяжело ранен. После лечения продолжал сражаться на фронте.
Советское правительство наградило Б. Н. Свешникова двумя орденами «Красная звезда», орденом «Отечественной войны второй степени» и медалью «За боевые заслуги».

Погиб Б.Н.Свешников на фронте в 1945 году.

В дневнике 1937-1938 учебного года осталось немного страниц. Используя его, очень тяжело сравнить этот дневник с дневниками 1960-х и 2000-х годов. Поэтому сравнительный анализ я проводил между 2 поколениями дневников.
Сравнительный анализ дневников 1960-х и 2000-х годов

(в том числе и современных дневников для младшей и старшей школы).

Для сравнения я использовал дневники 1962/63 учебного года, 1966/67 учебного года, 1967/68 учебного года, 1968/69 учебного года. Все эти дневники дубненских школьников из разных школ города. А также современные дневники 2005/06, 2006/07 и 2007/08 учебных годов (это дневники мои и моего брата).

1. Внешний вид.

Дневник 60-х годов был с обложкой белого или серого цвета. На дневнике могло указываться, для учащихся каких классов он предназначен. Несмотря на это, не было четкого разделения дневников «по возрасту» .

С обратной стороны на дневнике был указан сорт бумаги, из которой был изготовлен дневник. Чаще всего дневники изготовляли из бумаги первого или второго сорта. Цена дневника определялась сортом бумаги, и, в зависимости от него, она составляла 13 (2 сорт) или 14 (1 сорт) копеек. А так же указывалось место, где был выпущен дневник и бригада, выпустившая его. Например: «Изготовлено бригадой коммунистического труда тов. Назаровой» .

Современный дневник для младших классов представляет собой книжку в твердой, глянцевой обложке с яркой, пестрой окраской и разнообразными детскими рисунками. На дневниках изображаются машины, звери, герои любимых мультфильмов, актеры, музыканты… Таким образом, ученик может выбрать дневник на свой вкус .

На обложке лишь указывается, кому принадлежит дневник (более точно ученик записывает информацию о себе на первой странице дневника). Таким образом, на дневнике оставляют несколько строчек для записи своей фамилии и имени. На последней странице ставится штрихкод, чтобы дневник удобнее было продавать, и может ставиться информация о месте и дате изготовления дневника. Например: ОАО «Смоленский полиграфический комбинат», заказ 14223 . Дневник даже может иметь срок годности!

Современный дневник для старшей школы сейчас представляет собой либо брошюру, либо книжку в глянцевой обложке. На обложке красуется надпись «дневник» или «дневник для старшей школы». В отличие от дневника учащегося начальной школы, такой дневник не имеет пестрой картинки на обложке и может содержать на ней всего лишь трехцветный узор.

На обложке также может иметься несколько строчек для краткого написания сведений о владельце дневника. С обратной стороны также, как и на дневнике для начальной школы, имеется штрихкод и сведения об изготовителе дневника. Например: «Отпечатано в ПФ «Красный Пролетарий» г. Москва, Краснопролетарская,16. Заказ № 4772. Арт. 120548-02 Сделано в России».

2. Первые страницы дневника.

В новых дневниках появляется страница, которая отсутствовала раньше. Это страница - «личные данные ученика». Она специально была создана, так как на обложке современных дневников не находится места для этих сведений, ведь обложка, зачастую, вся разукрашена картинками и узорами.
Сейчас на первых страницах дневников пишутся фамилии учителей, ведущих разные школьные предметы, расписание звонков и уроков на четверть или полугодие. Посмотрев на дневники 60-х, мы это все также увидим.

Сравните: в 60-е годы писалось - «фамилия, имя, отчество преподавателей», а в 2000-м году - «мои учителя». Разница есть. В первом случае это звучит более официально, а во втором – более мягко .

Кроме того, раньше расписание занятий менялось каждые полгода, а теперь каждую четверть.

Еще одно немало важное отличие «нового от старого» - наличие в современных дневниках расписания внешкольных занятий и факультативов. Ну, если факультативы раньше и были при школе, то расписание внешкольных занятий – это «новинка».

Только в старом дневнике имеется памятка «Указания к ведению дневника». Таким образом, ученикам раньше четко разъясняли, что такое дневник и как им надо пользоваться. Это еще одна важная мелочь, которая упущена в современном дневнике, особенно для начальной школы!

В современных дневниках часто указывается перечень прав учащегося. Школьники читают его и предъявляют больше требований к учителям. Права-то там имеются, а вот обязанностей там нет!
3. Страницы дневника.

Количество страниц в новых дневниках больше, чем в старых. Если в старых было всего 80 страниц, то в новых, чаще всего, страниц уже 96. Общее количество страниц увеличилось за счет размещения в дневнике различной справочной информации.

Также изменилось количество страниц, отведенных на учебные недели. В дневниках 60-х годов было 74 страницы для записи домашних заданий и выставления оценок, причём чаще всего все страницы были пронумерованы (!). В современных дневниках таких страниц уже около 80 и без номеров. Я думаю, что появились запасные страницы для любителей вырывать листы с плохими оценками.

Качество бумаги тоже различное. Старые дневники изготовлены из бумаги бело-серого цвета, плотной, шершавой. На такой бумаге хорошо было писать чернильной ручкой (чернила не растекались).

У новых дневников страницы тоже светлые. Это связано со зрительным восприятием этих страниц. Светлый оттенок позволяет снизить усталость глаз, накапливающуюся за день, и ученик меньше утомляется. На страницах появляются разнообразные бледные узоры, радующие глаз. Бумага глянцевая, предназначенная для письма шариковыми ручками. Но, как правило, листы дневника тонкие. И, по моему мнению, раньше было лучше, потому что бумага была толще, меньше мялась.

Откроем страничку дневника где-нибудь посередине. Можно открыть такую страницу любого дневника, так как структура их почти не изменилась. Первое, что бросается в глаза, это максимальное количество уроков в день. Раньше больше шести уроков в день не проводилось – теперь их может быть восемь. Наверху каждой страницы ставится самим учеником месяц, к которому относится текущая неделя. Также на них имеются графы «список предметов», «что задано», «оценка успеваемости», «подпись учителя».

Различия в страницах между поколениями дневников лишь в написании этих граф. Например, «что задано» в «старом» дневнике и «домашнее задание» в «новом».

Внизу страницы дневника 60-х указывается, сколько уроков пропустил ученик, «из них по болезни» и количество опозданий на урок. Правда, эти графы никогда не заполнялись! В новых дневниках вместо этих «ненужных» записей имеют место быть замечания, примечания, заметки и т. п.

В дневниках любых годов на страницах красуются замечания учителей, которые во все времена одинаковы .
В конце каждой недели, как тогда, так и сейчас, учитель и родители должны ставить свои подписи. Правда, с этим иногда возникают проблемы у учеников с плохими отметками – они попросту не показывают дневник ни учителю, ни родителям.
4. На последних страницах…

Последние страницы дневников двух поколений довольно сильно отличаются.
Рассмотрим дневник 60-х. В конце дневника есть страницы «замечание классного руководителя», «общественно - полезный труд», «практика», «учет сдачи норм БГТО» и, конечно, сведения об успеваемости и …поведении ученика!
Некоторые графы будут непонятны современному школьнику, например, «БГТО» или «Будь Готов к Труду и Обороне . Чем-то они похожи на нормативы по физкультуре и нормативы выполнения юношеского разряда по туризму. Школьник должен был уметь метать гранату массой 500 грамм на 25 метров, лазать по канату без помощи рук на 2 метра, прыгать в высоту на 1м 15см, участвовать в одно-, двухдневных походах с ночевкой и без.

Кроме этого, ученик в свободное от учебы время должен был заниматься общественно-полезным трудом. А что же сейчас?

Сейчас таких «полезных» граф вы не увидите в дневнике. Они утрачены навсегда. Так как дневник отражает историю государства, то теперь, по всей видимости, ученик не должен выполнять нормы БГТО, которые «перекочевали» в обычные физнормативы, да и практика теперь – вещь вовсе не обязательная. Зато вместо этого имеется много справочной информации по школьным предметам, благодарности ученику, итоги четвертей, задание на каникулы, внеклассное чтение. Все-таки от ученика требуется некий умственный труд во время каникул.

На последней странице современных дневников, как для учащихся младших классов, так и для старшеклассников, может писаться памятка правил дорожного движения, необходимая школьнику. Таким образом, государство как-то заботится и о безопасности школьников на дорогах .

Страница «сведения об успеваемости ученика» с течением времени претерпела некоторые изменения. Раньше эта страница называлась «сведения об успеваемости и поведении ученика», теперь же просто «сведения об успеваемости» или «итоги успеваемости». Графа «поведение» теперь есть далеко не в каждом дневнике, только у младших школьников, да и то не всегда.

Названия предметов стали «понаучнее» («пение» поменялось на «музыку»). Некоторые предметы исчезли («арифметика», «родная литература»). Появились и новые предметы («экология», «основы информатики и вычислительной техники»). Но, чаще всего, названия предметов не указываются, и ученик сам заполняет пустые графы. Не изменились графы «подписи классного руководителя и родителей», а так же «оценки успеваемости» за каждую четверть.

Памятные школьные дневники.

В настоящее время, кроме обычных дневников, существуют дневники, посвященные различным памятным датам городов и субъектов Российской Федерации.

Я исследовал два дневника. Сейчас я покажу отличительные особенности этих дневников, один из которых посвящен 75-летию Московской области, а другой- 50-летию города Дубны.

Дневник, посвященный 75-летию Московской области.

На обложке дневника изображена фотография одной из школ Московской области с одним из классов этой школы, стоящим у входа в школу. Вверху изображен герб Московской области с надписью «75 лет». На дневнике имеются фотографии нескольких исторических, культурных и научных объектов, таких как Троице-Сергиева лавра, памятник героям-панфиловцам у разъезда Дубосеково, Центр управления полетами (г. Королев). Внизу находится надпись «Дневник школьника Подмосковья» и 2 строчки для написания своего имени и фамилии .

Бумага дневника довольно хорошего качества, обложка же из бумаги картонного типа. Цвет листов бледно-синий. На первой странице есть фотография губернатора Московской области Б. В. Громова и его обращение к школьникам. Дальше идет раздел о личных данных ученика, которые он заполняет сам.

На первых страницах дневника присутствуют некоторые выдержки из «Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка» и перечень прав учащихся из Типового положения об общеобразовательном учреждении. Дальше идут списки преподавателей и одноклассников, «праздники моей семьи», «дни рождения друзей». После этого идет красочное расписание звонков и уроков на каждую четверть. Затем начинаются страницы учебного года. Отличительной особенностью этих страниц являются фотографии и краткие сведения о городах и районах Московской области. Вот, что написано о нашем родном городе Дубне .

После каждой четверти имеются фотографии некоторых мероприятий, проводимых в Московской области.

На последней странице напечатаны герб Московской области и гербы муниципальных образований Московской области. Там нет герба нашего города, так как ко времени выпуска этого дневника он не был официально утвержден .

С обратной стороны дневника находятся Государственные символы Российской Федерации: флаг, герб и гимн.

Дневник, посвященный 50-летию города Дубны.

На обложке дневника размещены фотографии нашего города и наш герб. В центре дневника написано «Дневник школьника города Дубны на 2006-2007 учебный год» и несколько строчек для написания своей фамилии. Внизу красуется надпись «50-летию города Дубны посвящается». Таким дневником можно было пользоваться лишь в один учебный год.

Открываем дневник. На первой странице мы видим фотографию главы нашего города - Валерия Эдуардовича Проха и его обращение к школьникам. Дальше идут личные данные ученика, официальная символика города Дубны, «мой класс» и «мои учителя». На 6-7 страницах - календарь школьника со всеми памятными датами, отмечаемыми в течение учебного года. В этом календаре нет летних месяцев. Он начинается в сентябре и заканчивается в июне (сдачей экзаменов). Поэтому он и называется «Календарь школьника».

Тематика страниц дневника посвящена истории города Дубны. На каждой страничке находится частичка этой истории. Несмотря на то, что нашему городу всего 52 года, первое упоминание о поселении на его территории относится к 1132 году. Так что это поселение, в принципе, старше Москвы!

Еще одна отличительная особенность страниц этого дневника – нумерация страниц и чисел месяцев. Из такого дневника невозможно было вырвать страничку.

Еще в наших дневниках можно найти своеобразные листочки-вкладыши. На них учителя выставляют текущие оценки. Таким образом, они борются с «незаполнением» дневников оценками .

В конце дневника имеется справочная информация обо всех учебных заведениях нашего города. На предпоследней страничке дневника, которых у него 96, напечатана карта города Дубны с указанием наших достопримечательностей . На последней странице отмечены составители данного дневника, некоторые из которых работают у нас в Центре.

Начав изучать школьные дневники, я собрал целую коллекция памятных дневников, выпущенных в различных территориях России. Например, у меня есть дневники школьника Тверской области, Костромской области, наукограда Мичуринск (Тамбовская область) и другие.

С интересом исследовав собранные дневники, можно сделать вывод – памятный школьный дневник можно использовать как краеведческое пособие для изучения истории, достопримечательностей, природных особенностей различных уголков России.
Анкетирование.

Для того, чтобы узнать, как относятся к дневнику люди разных возрастов, я разработал анкету и провел опрос, в котором многое узнал об отношении к дневнику. Пример анкеты я привожу в приложении.

Анкеты заполняли взрослые и учащиеся разных поколений (от 12 до 62 лет). Опрос показал, что отношение к дневнику меняется со временем.

Раньше дневник ценили и берегли как документ. Отношение к нему было более бережное и аккуратное. Многие, если им это удавалось, сохраняли дневники. Сейчас же у многих учащихся отношение к столь ценному школьному документу изменилось. По их словам: «Зачем их нужно хранить?». Но далеко не все так думают. Все-таки, хранение своих дневников и отношение к ним у каждого свое.
В анкете я попросил рассказать какой-нибудь интересный случай о своем дневнике. Запоминаются плохие отметки и, как в основном, их хотели стереть, или вырвать страницу, или боялись показать родителям. Некоторые даже сжигали свои дневники! В одной анкете описывается случай, когда преподавателю, который приехал из Америки, разрешалось ставить отметки с десятыми долями баллов («4.8», «4.6», «5.1» и т. д.). Этот учитель считал, что между «четверкой» и «пятеркой» есть очень большая разница .

Некоторые учащиеся в те времена, когда дневники были серыми и невзрачными, пытались их сделать более красочными. Для этого они использовали в качестве обложки страницы из разных красочных журналов и газет. На обложку прикрепляли наклейки, разнообразные рисунки и переводные картинки. Внутри дневников рисовали различные картинки, посвященные государственным праздникам. Хотя, «цветочки» могли появиться и просто в любой день недели!

Недавно мы открыли на форуме сайта dubna.ru тему «История школьного дневника», в который мы поместили некоторые вопросы из анкеты. Отвечали люди не только из Дубны, но и из других городов России. Люди, отвечавшие на форуме, в основном, свои дневники не любили и даже ненавидели. Отношение людей к дневнику - неоднозначное, безразличное. Дневники пинали, били, бросали, рвали, ритуально сжигали! Некоторые умудрялись иметь два дневника одновременно (один для «двоек», один для «пятерок»).

Дневник школьника будущего.
Общаясь с различными людьми, я выяснил, что многим дневник кажется «пережитком прошлого», что никто не хочет его вести, учителя не ставят в него оценки, школьники записывают домашнее задание в тетрадях, родители редко заглядывают в дневники. Меня заинтересовал вопрос, каким дневник станет через несколько лет. Для этого я воспользовался информацией из Интернета. Вот что мне удалось выяснить .

Уже на протяжении не одного десятка лет каждый из нас привык, что школьный дневник – это неотъемлемая часть школьных принадлежностей. Ежегодно к началу нового учебного года покупаются миллионы новых дневников.

Однако современные школьники, выросшие на компьютерных играх и с легкостью управляющиеся с современными средствами связи, просто не хотят пользоваться таким «пережитком прошлого», как школьный дневник. У них нет времени, чтобы заполнить его, а иногда они просто забывают его в самом нижнем ящике письменного стола. И их можно понять. Дети, растущие в XXI веке, даже не помнят (а может и не знают) каким образом пишутся обычные письма, потому что они привыкли пользоваться электронной почтой или смс-сообщениями, они запросто находят всю нужную им информацию в Интернете. И нравится это кому-то или нет, но от прогресса не уйдешь. Сейчас во всех школах внедряют новые технологии в образовательный процесс.

И, если на протяжении многих лет дневник считался единственным эффективным способом информирования родителей об успеваемости детей, то теперь на смену обычному дневнику приходит дневник электронный.

Президент России Дмитрий Медведев предлагает школьный журнал и дневник школьника сделать электронными. На заседании президиума Госсовета (в июле 2008 года), на котором рассматривался вопрос о реализации Стратегии развития информационного общества в РФ, он сказал: «Давайте вот как сделаем: бумажную форму журнала и дневника убирать не будем, а вменим в обязанности школ параллельно (ввести) эти электронные документы. Это будет способствовать обучению компьютерной грамотности тех педагогов, которые боятся компьютеров» .

В качестве эксперимента почти в двухсот школах, гимназиях, колледжах города Москвы введена «карта школьника». В результате обладателями «пластика» стали более 110 тысяч учащихся. А в ближайшие 2-3 года ее планируется внедрить во все столичные школы.
«Карта школьника» внешне напоминает банковскую кредитку. На ней содержится вся информация об учащемся: паспортные данные, оценки, расписание занятий и так далее.

Родители могут перевести на счет этой карты определенную сумму денег, предназначенную исключительно на питание в школьной столовой, и потратить эти средства в другом месте ребенок уже не сможет. В коридорах школы предполагается установить терминалы, с помощью которых учащийся сможет заходить в меню карты и выбирать блюда из меню буфета или знакомиться с персональным расписанием занятий на завтра.

У каждого учителя в свою очередь будет компьютер со специальной программой, позволяющей «отсылать» на «пластик» домашнее задание и «ставить» оценки каждому ученику в классе .

Эксперименты.

Сейчас проводится много разных экспериментов. Новые технологии позволяют фиксировать массу всего интересного из школьного опыта и сохранять это в цифровом виде. В Переславле-Залесском был такой опыт. Жизнь класса в начальной школе на протяжении 3 лет фиксировалась: в электронной памяти оседали все их утренники, рисунки, спортивные соревнования, отметки. Этот цифровой дневник сохранил массу всего интересного. По окончании начальной школы (в 2000 году) каждый ученик получил свой CD-диск и унес домой отражение 3 лет своей жизни.
С развитием сетевых технологий фиксировать происходящее в школе, классе и вне класса становится значительно проще.
Подобные эксперименты были проведены во многих других городах.
В дневниках можно найти и необычные замечания (смотри приложение). Я привожу примеры некоторых из них:
«Требовал дежурства в женской раздевалке!»
«Тов. родители, помойте вашего ребёнка. Я не могу понять - это девочка или мальчик»
«Без разрешения учителя повесился на брусьях»

III. Заключение.

Обнаружив в Центре старые, казалось бы, никому не нужные дневники, я заинтересовался историей школьного дневника - той самой вещи, которая постепенно становится, по-моему, не нужной современному школьнику. Несмотря на это, нашему поколению повезло, что у нас есть пока еще богатый выбор школьных дневников, ведь в скором времени дневники, наверно, будут тоже одинаковыми, как и в 1960-х годах, только теперь это уже будут многофункциональные пластиковые карты одинакового образца.

Теперь я хочу подвести итоги своей работы:

1. Изначально я поставил перед собой задачу - найти дневники разных поколений. Я нашел дневники 60-х годов прошлого века и новые школьные дневники 21 века. Мне удалось даже найти дневник 30-х годов, принадлежавший участнику Великой Отечественной войны, моему земляку, Борису Свешникову.

2. Собрав дневники разных поколений, я провел тщательный анализ этих дневников и узнал много нового и необычного для себя.

3. В ходе исследования я убедился, что дневник, в такой форме, как мы его видим, в скором времени перестанет существовать. А дневник школьника будущего будет выглядеть как маленькая пластиковая карточка, которую будут, наверно, постоянно терять.

В результате работы я сделал следующие выводы:

Дневники отражают время. Развитие дневника отражает историю нашей страны.

В прежние времена школьные дневники были невзрачные, на серой бумаге. Все дневники были однообразные, одинаковые, как и всё в советское время. Но отношение основному документу школьника было положительное и ответственное.

Изменилось время – изменился и школьный дневник. Современные дневники - яркие и многоцветные, содержат множество различной информации. Кроме того стали появляться дневники отдельно для младших и старших школьников.

В наше время все компьютеризируется, меняются и дневники. В скором будущем, по моему мнению, дневник из 48-листной тетради превратится в пластиковую карточку, подобную современным проездным.

В дневнике видно все: прилежание и успехи. Успехи бывают напрямую связаны с тем, все ли правильно записано в графе «домашнее задание», все ли школьные дисциплины записаны в расписании на следующий день. По дневнику можно узнать, аккуратен ли человек, какой у него почерк, как он ведет себя на уроках.

В результате работы я понял, что каждая вещь имеет свою историю, и решил сохранить свои дневники, чтобы кто-то заинтересовался ими как я, смог посмотреть на них и узнать обо мне и моих дневниках много интересного.

Мои пожелания.

Дневник «отживает» последние годы, поэтому я хотел бы пожелать всем детям и взрослым, чтобы они хранили свои школьные дневники, чтобы никто не забывал о том, что было раньше, чтобы какой-нибудь школьник будущего смог так же, как и я, провести исследование старинных дневников и сравнить их со своими современными дневниками.

 

читать далее >>>

 
 
 
 

 

 

muzei_obraz.dubna@mail.ru