17 декабря состоялась презентация виртуального музея истории народного образования города Дубны Московской области

ГлавнаяФотогалереяИсторияЛицаКалендарьЭкспонатыВоспоминанияУченики

 

 

 

Экспонаты

История школьных принадлежностей

 

История школьного портфеля

Подпись: см. презентацию

 

Зимой по улице бежит,

А летом в комнате лежит,

Но только осень настает,

Меня он за руку берет.

И снова в дождик и в метель

Со мной шагает мой портфель.

                          

                                          В. Берестов

 

Слово « портфель» пришло к нам из французского языка. Porter означает «носить», feuille – «лист». Это слово многозначное. Основное его значение – четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг. 1

Так как кожаный портфель стоит достаточно  дорого, для школьников стали шить портфели из винила. Портфель (или ранец) для многих детей второй половины 20 века был показателем взрослости и самостоятельности. Многие первоклассники с нетерпением ожидали дня, когда родители принесут из магазина новенький портфель, и спешили поскорее заполнить его чистыми тетрадками, ручками и карандашами. Первое время ученик относился к портфелю бережно, с гордостью пронося его мимо малышей, но вскоре предмет зависти превращался в обычную сумку для переноски тяжестей. Так, на картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка» нетрудно разглядеть, что содержимое портфеля составляют не только учебники и тетради, но и коньки. А на картине С.А. Григорьева «Вратарь» мы видим типичную ситуацию: школьники используют портфели как штанги футбольных ворот. Подобные модели пятидесятых годов можно найти и на старых школьных музейных фотографиях. Жаль, что цвет эти черно-белые фотографии передать не могут. Скорее всего, что эти модели были темных коричневых и черных цветов.

Портфели, которые носили в шестидесятые годы прошлого века  были сделаны  из необычного материала: и не кожа, и не заменитель ее. На сгибах и изломах видна бумага. Портфели изготавливали из коленкора. Что  же это за материал? Обратимся  к словарям .      

Коленкорэто покровный переплетный материал на тканевой основе со специальным покровным слоем. У коленкора обыкновенного из окрашенного или неокрашенного миткаля это крахмально-каолиновый слой с пигментом, который закрывает фактуру ткани, делает ее жесткой, а из-за невысокой прочности на излом в слое быстро появляются трещины.2

Параллельно с портфелем школьной сумкой был ранец.

Ранец  - [нем. Ranzen].Сумка для ношения при себе вещей, надеваемая посредством помочей на спину (у школьников — для книг и учебных принадлежностей, в армии — как часть походного снаряжения).3

 

В семидесятые годы   им уже пользовались. И это можно увидеть на старых школьных фотографиях. Изготавливали портфели и ранцы из дерматина и других, заменяющих кожу материалов, зато они стали более яркими и разноцветными.

Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» - Ranzen наемные немецкие солдаты московских царей в 17 веке. Лет через 150 – 200 слово перешло на ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), также носимую на спине.

Школьные ранцы и портфели не были особенно разнообразны. Наличие внутренних карманов и отделений да цвет – вот и все что отличало их друг от друга. Даже размер школьных ранцев был стандартным.

Однако в 80–е годы стали появляться портфели необычной формы. До этого были горизонтальные с двумя (или одним) замками, а теперь школьники гордо несли в школу новинку – вертикальные сумки с ремешком через плечо.

«В эти годы детей в классе делили на «звездочки», и каждая звездочка выполняла в течение недели какое-нибудь поручение. Появился такой вид общественной работы: дежурная «звездочка» в понедельник проверяла порядок в портфелях и наличие в них необходимых школьных принадлежностей, а результаты проверки выставлялись в баллах в «Говорящий портфель» (был такой стенд в классе). Никому не хотелось получить «2», поэтому дети старались содержать портфели в порядке».4

Сегодня ученики часто забывают носить в школу дневник или тетради по предметам, и эта школьная акция бы не помешала, а наоборот сделала бы ребят собраннее и ответственнее и научила аккуратности.

Старшеклассники (с 7 по 11 класс) во второй половине 80–х  обзавелись «дипломатами» - жесткими  узкими чемоданчиками черного или коричневого цвета.

Дипломат (Кейс) — это узкая, коробкообразная сумка, сделанная из винила или кожи с ручкой на конце. Используется в основном для переноски бумаг и других документов. 5

У дипломата были преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести то, что тетради и учебники в жестком «чемоданчике», не мялись, а к недостаткам – то, что раскрыть его на улице, чтобы достать нужную вещь, было крайне неудобно.

На смену дипломатам в конце 80–х – в 90–х годах в моду вошли сумки, дамские или спортивные (у юношей). Младшие школьники по-прежнему носили ранцы и портфели.

С конца 90–х и по настоящее время школьники носят рюкзаки, которые упрочили свои позиции в качестве школьной сумки.

Городской ранец ближайшего будущего может выглядеть иначе. «Наличие удобного средства для транспортировки мелочей просто необходимо любому городскому жителю, не только школьнику. В последнее время среди большинства приверженцев спортивного стиля получили распространение сумочки типа "ранец". Преимущества такого подхода очевидны - руки свободны, относительная "грузоподъемность" достаточно высока, а нагрузка практически не чувствуется. Несмотря на все очевидные достоинства, существуют возможности  улучшения, что и было сделано. Новый ранец является жестким, что в некоторых случаях очень даже необходимо.

Читая материалы  о портфелях на страницах  Интернета, обращет на себя внимание  большое количество статей  под названием «Сколько весит школьный портфель». И действительно по утрам идя в школу, мы видим, как многим младшим школьникам бабушки или мамы несут в школу портфели. 

 Не случайно в 1983 году в популярном  детском киножурнале «Ералаш» сняли фильм под названием «Рекордный вес», где рекордсмен мира пытается поднять школьный портфель, который носит обыкновенный школьник,  и  у спортсмена это плохо получается.

В то же время медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребенка не пройдет бесследно, в ближайшем будущем это приведет к возникновению болей в спине, испортит осанку, походку, а затем может привести к стойкому радикулиту. « Американские врачи, проводившие исследования в начальных и средних классах, пришли к выводу, что вес портфеля не должен превышать 10% от массы тела ребенка. Если ваш ребенок, допустим, весит 27 килограммов, то вес ранца с содержимым не должен превышать 2,7 кг!»6

   Вот предлагаемые врачами допустимые нормы. Общая масса учебников из расчета на один учебный день в комплекте со школьными принадлежностями, без массы портфеля или ранца, не должна превышать допустимых гигиенических норм для перенесения учениками веса на расстояние до 3 километров:

1-2 классы: 1,5-2 кг;

3-4 классы: 2-2,3 кг;

5-6 классы: 2,3-3 кг;

7-8 классы: 3-3,5 кг;

9-11 (12) классы: 3,5-4,5 кг.

  Как правильно носить портфель? Сегодняшним школьникам и их родителям  стоит прислушаться к советам  спортивного врача Раисы Войцеховской:

«Вредно носить сумку на плече - это приводит к искривлению позвоночника. Лучше купить ранец или рюкзак. Так нагрузка будет распределена симметрично.

Если вы купили ребенку сумку, пусть он запомнит простое правило: как только устала одна рука, переложи портфель в другую. Так можно избежать лишней нагрузки на спину.

Следите, чтобы ребенок не прогуливал физкультуру. Пусть он занимается спортом (плаванием, многоборьем, футболом, волейболом). Очень важно укреплять мышцы спины».7

 

Само слово «ранец» постепенно выходит из употребления, уступая место слову «рюкзак».

 Рюкзак [нем. Rucksack].Заплечный мешок для вещей, употр. туристами.8

Рюкзаки стали делать из легких материалов - ткани с пропитками и защитой от влаги.   Да и сам этот предмет перестал быть только ученической принадлежностью. Появились дамские рюкзачки, спортивные.

Так изменился школьный портфель за последние пятьдесят лет.

Самое главное назначение школьной сумки – это наполнить его разными школьными предметами. Обратимся к стихам В. Берестова

 

-Учитель у меня в портфеле!

-Кто? Быть не может! Неужели?

-Взгляни, пожалуйста, он тут,

Его учебником зовут!

 

Карандаш в пенале мается,

Но зато он не ломается.

Ручка в тесноте находится,

Но зато легко находится.

 

Тетрадки в портфеле шуршали,

Что в жизни важнее, решали…

 

Я – линейка, прямота-

Главная моя черта….

 

Циркуль мой, циркач лихой,

Чертит круг одной ногой…

 

В дневнике заданья на дом

И стоят отметки рядом. 9

                 

 

[1] Толковый словарь русского языка Ушакова

 [2] Издательский словарь-справочник

[3] Толковый словарь русского языка Ушакова

[4] Шилкина Н.Н. Воспоминания из опыта работы в Доковской школе в 1980-е годы XX века.

[5] Материал из Википедии – свободной энциклопедии.

[6] http://www.vlad.kp.ru/2007/05/28/doc179349Сколько весят школьные портфели?

[7] http://www.vlad.kp.ru/2007/05/28/doc179349Сколько весят школьные портфели?

 [8] Толковый словарь русского языка Ушакова

 [9] В. Берестов. По дороге в первый класс. М. «Малыш».

 

 

 

Материал подготовлен на основе исследовательской работы

"История школьного портфеля",

выполненной Кравченко Александрой, ученицей МОУ средней школы №1

Руководитель: Кобелева О.Л., учитель истории и обществознания МОУ средней школы №1

 

 

 

muzei_obraz.dubna@mail.ru